Экзамен по общей психологии за 2-й семестр 2007/08 уч. года

Экзамен по общей психологии на первом курсе в группе клинической психологии состоится в четверг 19 июня 2008. Начало экзамена в 10:30. Ауд. 315. Консультация к экзамену состоится 17 июня 2008 года с 10:30 до 12:00 (ауд. 416).

Вопросы к экзамену:

  1. Общее представление о развитии личности в историогенезе и онтогенезе. «Личность рождается дважды» (А.Н. Леонтьев).
  2. Три подхода к содержательному наполнению понятия личности. Индивид и личность. Характеристики развитой личности.
  3. Понятие субъекта и его основные характеристики.
  4. Представление о человеке как природном субъекте, социальном субъекте и как о субъекте культуры.
  5. Основные теоретические подходы к изучению личности (по В.В. Петухову).
  6. Проблема врожденного и приобретенного в общей и дифференциальной психологии личности. Метод близнецов: его цели, возможности и результаты исследований (И.В. Равич-Щербо).
  7. Понятие способностей. Определение и измерение способностей в контексте двух подходов к изучению личности.
  8. Проблема измерения способностей. Тесты на общий интеллект и показатель IQ. Основные требования к тестам.
  9. Способности и интеллект. Структура интеллекта (Дж. Гилфорд). Общие и частные способности.
  10. Способности и креативность. Проблема измерения креативности. Требования к тестам на креативность.
  11. Интеллектуальная инициатива как критерий творчества. Метод «креативного поля» и уровни интеллектуальной инициативы (Д.Б. Богоявленская).
  12. Проблема диагноза и прогноза при измерении способностей.
  13. Развитие способностей. Способности и задатки. Понятие «сензитивного периода» развития способностей (Н.С. Лейтес). Способности и личность.
  14. Понятие темперамента. Основные стратегии изучения естественнонаучных основ темперамента (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын) и психологическое описание его типов. 
  15. Темперамент и его роль в деятельности. Понятие индивидуального стиля профессиональной деятельности (В.С. Мерлин, Е.А. Климов).
  16. Понятие характера. Характер и темперамент. Черты характера и его строение (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев).
  17. Проблема формирования характера. Характер и личность. Представление об индивидуальном жизненном стиле личности (А. Адлер).
  18. Типологии индивидуальности. Строение тела и характер: основные стратегии установления психотелесных соответствий (Э. Кречмер, У. Шелдон).
  19. Понятия акцентуации характера и психопатии (К. Леонгард, А.И. Личко, П.Б. Ганнушкин). Основные виды акцентуаций характера и психопатий и их сравнительная характеристика.
  20. Проблема и критерии выделения общих психологических типов (К.-Г. Юнг, А.Ф. Лазурский). Понятия экстраверсии и интроверсии.
  21. Факторный подход к определению типа темперамента и характерологических особенностей личности (Г. Айзенк).
  22. Представление о внутренней регуляции деятельности человека. Сравнительный анализ эмоциональной и волевой регуляции.
  23. Понятие эмоций. Специфика психического отражения в эмоциях. Функции эмоций.
  24. Уровни внешнего выражения эмоций и возможности их экспериментального исследования. Методика «сопряженной моторной реакции» (А.Р. Лурия)
  25. Основные теории эмоций. Теория Джеймса-Ланге и ее критика.
  26. Эмоции и познавательные психические процессы. Принцип «единства интеллекта и аффекта».
  27. Уровень эмоциональной напряженности и продуктивность деятельности. Понятие «оптимума мотивации»: закон Йеркса-Додсона.
  28. Представление об эмпатии, ее виды. Роль эмпатии в профессиональной деятельности. Эмпатия и когнитивная сложность личности.
  29. Представление о настроении, его психологические причины и связь с продуктивностью деятельности. Континуальность эмоциональных процессов и полярность эмоциональных состояний. 
  30. Понятие аффекта. Диагностика аффективных следов (Фрейд, Юнг, Лурия). Аффект  деятельность. Аффект и личность. Аффект и толерантность личности.
  31. Понятие стресса. Виды стресса. Стресс и деятельность: операциональный стресс и дистресс.
  32. Понятия тревоги (состояние и процесс) и тревожности (характеристика индивидуальности), примеры исследований.
  33. Эмоции в конфликтных ситуациях. Психологическая характеристика и исследования состояния фрустрации и способов выхода из него.
  34. Эмоции и чувства: сравнительная характеристика. Эмоции и личность. Проблема овладения и управления эмоциональной сферой.
  35. Понятие воли, возможности ее психологического изучения. Проблема свободы воли в философии и психологии. 
  36. Критерии воли. Функции воли. Произвольная и волевая регуляция деятельности.
  37. Представления о воле в классической психологии сознания (В. Вундт, У. Джеймс).
  38. Строение волевого процесса: основные этапы сложного волевого действия.
  39. Функциональный подход к пониманию волевой регуляции: функции воли в типовых жизненных ситуациях.
  40. Проблема принятия определенного решения в неопределенной ситуации и характеристики познавательной сферы личности.
  41. Понятие когнитивной сложности личности и проблема принятия решений.
  42. Когнитивный диссонанс, локус контроля и их исследования.
  43. Строение волевого процесса и типы решимости личности (У. Джеймс).
  44. Волевая регуляция и типы мотивационных конфликтов (К. Левин).
  45. Воля и личность: классические и современные представления. Волевой и личностный поступок. Волевая регуляция как творческое преобразование конфликтных ситуаций.
🔥245

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук

2 Комментария

Comments are closed.