Итоговая контрольная работа по общей психологии за четвертый семестр (раздел «Психология познавательных процессов») состоится для групп социальной психологии и психологии развития 17 июня с 12:00 до 17:15, для групп психологии личности и клинической психологии 18 июня 2008 года с 10:30 до 15:30, ауд. 444.
Вопросы для подготовки к итоговой контрольной работе:
- Познание как процесс приобретения, хранения, трансформации и использования знаний.
- Информационный подход к исследованию познания: основные понятия и положения.
- Трехкомпонентная теория памяти: общая характеристика.
- Сенсорные регистры: общая характеристика, методы исследования, основные результаты.
- Кратковременная память: общая характеристика, методы исследования, основные результаты.
- Долговременная память: общая характеристика, методы исследования, основные результаты. Проблема постоянства памяти.
- Принципы когнитивной организации. Обработка «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Примеры теорий внимания, памяти, восприятия, мышления.
- Сенсорная чувствительность и сенсорные пороги. Виды порогов. Методы измерения порогов. Статистическая природа сенсорных явлений.
- Субсенсорная зона. Проблема подпорогового восприятия.
- Ощущение как процесс принятия решения. Основные положения теории обнаружения сигнала.
- Проблема измерения надпороговых ощущений. Отношение Вебера. Логарифмический закон Вебера-Фехнера.
- Прямое измерение и шкалирование ощущений. Методы прямого шкалирования. Степенной закон Стивенса.
- Феномены взаимодействия ощущений в процессе переработки информации. Понятие психофизического оператора.
- Роль внимания в процессах перцептивной обработки информации. Теория интеграции признаков.
- Световая чувствительность и восприятие яркости. Темновая адаптация. Эффект Пуркинье.
- Абсолютный световой порог. Факторы, влияющие на световой порог. Критическая частота слияния мельканий.
- Основные субъективные характеристики цвета и их объективные корреляты. Апертурный и предметный цвета. Константность цветоощущения.
- Психофизика цвета. Круг Ньютона. Законы смешения цветов. Трехстимульные коэффициенты.
- Теории цветового зрения. Аномалии восприятия цвета.
- Проблема восприятия третьего измерения. Монокулярные признаки удаленности и глубины.
- Бинокулярная диспаратность как стимул для стереопсиса. Случайно-точечные стереограммы и их значение для понимания механизмов пространственного зрения.
- Восприятие реального движения и проблема стабильности видимого мира. Теории стабильности видимого мира.
- Иллюзии восприятия движения.
- Постановка проблемы внимания в информационном подходе. Экспериментальные исследования К. Черри.
- Проблема места и функции внимания в системе переработки информации. Модели ранней и поздней селекции.
- Селективное зрение. Перцептивный цикл. Роль когнитивных схем в процессах внимания.
- Внимание как умственное усилие. Стратегии распределения умственных усилий (ресурсов внимания).
- Внимание как функция умственного контроля. Формирование внимания
- Критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации.
- Автоматические (базовые) и сознательно-контролируемые (стратегические) процессы. Когнитивная модель Р. Шифрина и У. Шнейдера.
- Выделение элементарных ощущений в классическом структурализме. Аналитическая интроспекция и объяснение перцептивного процесса.
- Гештальтпсихология восприятия. Законы перцептивной организации. Принцип изоморфизма.
- Восприятие как процесс категоризации. Перцептивная готовность. Теория перцептивных гипотез.
- Систематические перцептивные искажения как методический прием исследования процессов построения перцептивного образа. Феномены псевдоскопического и инвертированного зрения.
- Экологический подход к зрительному восприятию и «перцептивная психофизика».
- Информационный подход к восприятию.
- Память как ассоциация представлений. Законы, условия, виды ассоциаций. Классические закономерности памяти.
- Представления о памяти в бихевиоризме.
- Конструктивное припоминание. Память-рассказ. Исследования конструктивного припоминания в опытах Ф. Бартлетта.
- Теория уровневой переработки информации. Память как побочный продукт переработки информации. Эффект отнесения к себе.
- Память и деятельность: проблема непроизвольного запоминания.
- Механистический подход к изучению мышления. Определение мышления в точном смысле.
- Описание специфики мышления и его определение в вюрцбургской школе. Понятие детерминирующей тенденции. Теория комплексов О. Зельца.
- Мышление как процесс переработки информации. Алгоритмы, стратегии и эвристики мышления.
- Продуктивное (творческое) мышление. Постановка и разработка проблемы продуктивного мышления в гештальтпсихологии.
- Язык и познание. Значение слова как единица речевого мышления. Гипотеза лингвистической относительности. Генетические корни мышления и речи.
- Формирование искусственных понятий как метод исследования речевого мышления. Функциональные эквиваленты понятия как стадии развития значений слов.
- Семантическая организация памяти. Модели семантической памяти.
- Проблема исследования воображения в психологии. Образное и пропозициональное кодирование. Роль ментальных образов в процессах познания. Гипотеза двойного кодирования.
- Общее представление о ментальных моделях
🔥96
7 Комментариев
Быкова
(10 июня 2008 - 15:40)Уважаемый Игорь Евгеньевич, если не затруднит, подскажите, (может быть ещё раз) какой литературой пользоваться при подготовке к контрольной по этому разделу.
admin
(10 июня 2008 - 19:24)Список литературы есть в планах семинарских занятий.
XXX
(13 июня 2008 - 15:52)Игорь Евгеньевич!
подскажите, пожалуйста, в какой литературе можно почитать про принципы обработки «снизу-вверх» и «сверху-вниз»?
И еще, скажите, что такое психофизический оператор?
*
(14 июня 2008 - 20:12)Хотелось бы уточнить как будет проходить «итоговая контрольная работа» — письменно или устно?
Наталья
(15 июня 2008 - 17:13)Уважаемый Игорь Евгеньевич, подскажите, пожалуйста, что именно следует говорить в 29 вопросе (Критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации)???
Student
(15 июня 2008 - 18:48)Уважаемый Игорь Евгеньевич! У меня к Вам возникла небольшая просьба. Я совсем не понимаю принцип изоморфизма (вопрос 32). Вы не могли бы совсем общими словами пояснить, что это такое. Буду Вам очень благодарна!
P.s. не знаю, насколько корректен этот вопрос в рамках итоговой контрольной работы… 🙂
admin
(15 июня 2008 - 22:43)XXX
Принципы когнитивной организации обсуждались в лекциях, в частности, в темах, посвященных теориям восприятия, внимания, памяти, мышления. Т.е. это как бы «сквозной» вопрос. Применительно к восприятию у Шиффмана можно посмотреть.
Психофизический, он же — сенсорный оператор, — это вопрос темы №2. Подробно излагается в хрестоматии по восприятию в статье Любимова и в более компактной форме в учебнике Гусева. Вообщем, это про Фурье-анализ надо рассказывать.
*
Итоговая контрольная работа будет проходить как всегда. Сначала пишите ответ, затем рассказываете вопрос преподавателю.
Наталья
Это вопрос темы «Внимание и действие«. См. вопрос 4 и литературу к нему. Нужно рассказать о роли практики в процессах внимания, об ограничениях со стороны структурной интерференции, эффект Струпа, эффекты «проигрыша/выигрыша» и т.д. Ну, и объяснить нужно, прочему эти факты трудно интерпретируемы в теориях селекции и ограниченных ресурсов.
Student
Принцип изоморфизма в самых общих чертах состоит в том, что существует принципиальное подобие физических, физиологических и психических процессов. Так, например, феномен чистого движения можно объяснить, обратившись к законам физики, как короткое замыкание в коре головного мозга. Подробнее в соответствующей статье в хрестоматии по ощущению и восприятию. У Гусева это тоже, кажется, есть, но совсем коротко. Но на экзамене пары слов будет вполне достаточно.
Comments are closed.