Содержание лекции (19.05.2010 15:45-17:15, ауд. 396):
Ассоциативная природа долговременной памяти. Кривая забывания бессмысленного материала. Семантическое представление информации. Концептуальные знания. Пропозициональные сети. Интеграция и иерархия пропозициональных знаний. Внутрипонятийная и межпонятийная организация знаний.
Внутрипонятийная (категориальная, парадигматическая) организация знаний. Понятие семантической памяти. Модели семантической памяти (групповые, иерархические, теоретико-множественные). Метод верификации суждений. Понятие семантического прототипа. Семейное сходство. Уровни иерархии в структуре понятия. Базовый уровень категоризации. Принцип валидности сигнала.
Вопросы для обсуждения (1 час):
- Семантическое кодирование информации. Категориальные и тематические знания.
- Категориальная организация знаний. Модели семантической памяти.
Литература
Основная:
- Андерсон Дж. Когнитивная психология. М., 2002. С. 148-155 (1), 155-157 (2).
- Хофман И. Активная память. М., 1986. С. 62-98 (2).
Дополнительная:
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. С. 185-206 (2), 206-221 (1).
- Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Память. / В.В. Нуркова. М., 2006. С. 194-204 (2).
- Высоков И.Е., Люсин Д. В. Внутренняя структура естественных категорий: типичность // Психологический журнал, 1998. Т.19. №6. С.103-111 (2).