Контрольная работа по общей психологии №2 29 марта 2017 года

29 марта 2017 года состоится вторая контрольная работа по общей психологии на втором курсе отделения второго высшего образования (группа клинической психологии). На контрольную работу выносятся следующие темы:

  • Построение перцептивного образа
  • Кратковременная (рабочая) память
  • Сенсорная селекция
  • Селективная установка и метафора прожектора
  • Внимание и действие
  • Общая характеристика долговременной памяти

Для успешного написания контрольной работы необходимо знание следующих вопросов:

  • Принципы перцептивной обработки — «сверху вниз» и «снизу вверх»
  • Перцептивная психофизика Дж. Гибсона
  • Экологический подход к зрительному восприятию
  • Информационная теория восприятия Д. Марра
  • Гипотеза перцептивной готовности Дж. Брунера
  • Теория перцептивных гипотез Р. Грегори
  • Метод систематических сенсорных искажений и его значение для понимания механизмов восприятия
  • Феномены инвертированного и псевдоскопического зрения
  • Кодирование в кратковременной памяти
  • Модель рабочей памяти Бэддели и Хитча, 1974
  • Проблема объёма кратковременной памяти
  • Длительность хранения в кратковременной памяти и проблема забывания, эксперименты Петерсона и Петерсон (1959)
  • Поиск в кратковременной памяти, эксперименты Стернберга
  • Сенсорная селекция и феномен «вечеринки с коктейлем»
  • Опыты К. Черри
  • Методика расщепленного объёма внимания
  • Метафора фильтра в исследованиях внимания, проблема локализации фильтра, ранняя и поздняя фильтрация
  • Теория аттенюации
  • Опыты на селективное чтение и селективное смотрение
  • Перцептивной цикл
  • Метафора прожектора и парадигма селективной установки в исследованиях внимания
  • Методика подсказки в исследованиях экзогенного и эндогенного внимания
  • Феномен торможения возврата
  • Движения глаз и премоторные теории внимания
  • Динамические характеристики прожектора внимания
  • Статические характеристики прожектора внимания
  • Методика фланговой задачи
  • Настройка внимания (исследования Навона и ЛаБержа)
  • Градиент внимания и метафора трансфокатора
  • Проблема распределения внимания
  • Влияние сложности задачи на возможности распределения внимания
  • Мотивационная теория внимания Д. Канемана
  • Методика двойной задачи
  • Структурная интерференция и её виды
  • Роль практики в процессах внимания (примеры исследований)
  • Методика сложного поиска в исследованиях внимания
  • Автоматические (базовые) и сознательно-контролируемые (стратегические) процессы познания
  • Кодирование в долговременной памяти, семантическая, эпизодическая и процедурная память
  • Проблема объема долговременной памяти
  • Длительность хранения в долговременной памяти и сверх-долговременная память
  • Проблема постоянства памяти
  • Теории забывания в долговременной памяти
  • Принцип специфического кодирования Э. Тулвинга

Вот некоторые примеры вопросов, которые могут быть заданы на контрольной работе:

  1. В каких теориях восприятия важным фактором формирования перцептивного образа является прошлый опыт?
  2. Почему теория восприятия Г. Гельмгольца называется теорией бессознательных умозаключений
  3. Опишите методику экспериментов Л. Петерсона и М. Петерсон.
  4. Что такое магическое число Дж. Миллера?
  5. Опишите феномен «застольной беседы» («вечеринки с коктейлем»).
  6. Опишите эксперименты К. Черри на бинауральное прослушивание.
  7. Что такое метафора прожектора? Какую парадигму исследования внимания она предполагает?
  8. Каковы основные результаты исследований настройки внимания в экспериментах Д. Лабержа?
  9. Объясните закон Йеркса-Додсона с точки зрения теории внимания Д. Канемана.
  10. Назовите три вида сознания, выделенные Э. Тулвингом.

Рекомендуемая литература:

Основная

  1. Высоков И.Е. Психология познания. М., 2014. С. 158-174, 177-189, 191-207, 210-226, 228-242, 244-256.

Дополнительная

  1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. С. 170-183.
  2. Дормашев Д.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. , 55-70, 70-82.
  3. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 2. Ощущение и восприятие. / А.Н. Гусев. М., 2007. С. 57-82, 292-307, 355-360.
  4. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 4. Внимание. / М.В. Фаликман. М., 2006. С. 196-197, 234-240 , 244-258, 347-360, 361-364.
  5. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Память. / В. Нуркова. М., 2006. С. 144-161, 164-166, 170-174.
  6. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,  В.Я. Романова. М., 1998-2000. С.  494-502 (Линдсей, Норман)570-579 (Миллер).
  7. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. М., 1999. С. 164-181 (Брунер), 567-584 (Стрэттон), 182-200 (Гибсон).
🔥161

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук