В понедельник, 24 октября 2016 года, состоится первая контрольная работа по общей психологии на втором курсе отделения второго высшего образования (группа бакалавриата). Работа будет проходить по теме «Проблема изучения познания в психологии». Необходимо будет письменно ответить на 15 коротких вопросов. За каждый правильный и полный ответ студент получает 2 балла, за правильный, но неполный, — один балл. Всего можно будет набрать 30 зачётных баллов.
Для успешного написания контрольной работы необходимо знание следующих тем:
- субъект деятельности и субъект познания, их соотношение;
- психические процессы и функции, классификация психических процессов;
- основные определения собственно познавательных и универсальных познавательных процессов;
- соотношение ощущений и восприятия;
- основные проблемы исследования ощущений;
- различные основания классификации ощущений, предметные, функциональные и генетические классификации ощущений;
- свойства перцептивного образа;
- проблема двойственности образа восприятия;
- специфика изучения мышления в психологии, определение мышления в узком смысле;
- процессы и связи памяти;
- особые случаи памяти и их разновидности;
- проблема изучения внимания в психологии, критерии внимания и невнимания;
- проблема изучения воображения, виды образов по Хольту;
- проблема целостности системы познания, понятие «образа мира»;
- современная когнитивная психология, компьютерная метафора;
- имитационный тест Тьюринга и «китайская комната» Сирла;
- информационный и вычислительный подходы, их возможности и ограничения;
- структурно-блочный подход к описанию познания, модели памяти Нормана и Во, Аткинсона и Шиффрина.
Вот примеры конкретных вопросов, которые могут быть заданы на контрольной работе:
- В чем отличие исследования в психологии субъекта познания от субъекта деятельности?
- Перечислите свойства перцептивного образа.
- Какие феномены относят к особым случаям памяти?
- Назовите не менее пяти видов образов по Хольту.
- Что такое машина А.Тьюринга?
- Назовите не менее двух аргументов в пользу разделения кратковременной (первичной) и долговременной (вторичной) памяти.
Основной материал для подготовки к работа дан в учебнике И.Е. Высокова «Психология познания», М.: Юрайт, 2014, с. 14-49. Для более глубокой подготовки рекомендую посмотреть следующую (дополнительную) литературу:
- Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михайлевской. М., 1999. С. 14-20 (Хольт), 47-55 (Шеррингтон), 56-59 (Кравков), 67-76 (Олпорт), 113-116 (Осгуд), 217-226.
- Психология внимания. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001. С. 137-154 (Вундт), 182-208 (Титченер), 235-254 (Джемс), 297-344 (Рибо), 381-394 (Ланге).
- Психология памяти. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 1998-2000. С. 33-61 (Рибо), 62-75 (Корсаков), 134-148 (Фрейд), 149-165 (Лурия), 380-389 (Блонский).
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М., 1981. С. 71-77 (Рубинштейн).
- Общая психология. Тексты. Том 1 «Введение». М., 2001. С. 531-541 (Леонтьев), 554-559 (Петухов).
-
Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996. С. 498-503.