Мышление и решение задач

Содержание лекции (13.05.2008 8:45-10:15, ауд. 250):

Мышление как продолжение восприятия. Объяснение процессов мышления в классическом ассоцианизме. Исследования и определение мышления в классической психологии поведения. Мышление и научение.

Определение мышления в точном смысле. Описание специфики мышления и его определение в вюрцбургской школе. Понятие детерминирующей тенденции. Теория комплексов О. Зельца. Информационный подход к исследованию мышления. Алгоритмы, стратегии и эвристики мышления.


Содержание лекции (20.05.2008 8:45-10:15, ауд. 250): 

Мышление как процесс постановки и решения творческих задач. Продуктивное (творческое) мышление. Роль прошлого опыта в процессах мышления. Функциональная фиксация и влияние установки на процессы мышления. Постановка и разработка проблемы продуктивного мышления в гештальтпсихологии. Функциональное решение задачи. Роль активности субъекта.

Вопросы для обсуждения (2 часа):

  1. Механистический подход к изучению мышления. Объяснение механизмов мыслительного процесса в ассоцианизме. Мышление как научение в классической психологии поведения.
  2. Определение мышления в точном смысле. Описание специфики мышления и его определение в вюрцбургской школе. Понятие детерминирующей тенденции. Теория комплексов О. Зельца.
  3. Мышление как процесс переработки информации. Алгоритмы, стратегии и эвристики мышления.
  4. Продуктивное (творческое) мышление. Постановка и разработка проблемы продуктивного мышления в гештальтпсихологии.

Литература

Основная:

  1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб, 2002. С. 238-242, 248-257 (3), 258-270 (4).
  2. Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987. С. 20-23, 24-25 (1), 25-35 (2), 35-43 (4), 84-88 (2, 4) ИЛИ Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. «Субъект познания». М., 1998. С. 149-150 (1), 150-152 (2), 158-160 (4).
  3. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. «Субъект познания». М., 1998. С. 142-145 (Кюльпе), 146-148 (Зельц), 161-166 (Ньюэлл, Шоу, Саймон), 167-168 (Тихомиров) (3), 153-157 (Дункер) (4).

Дополнительная:

  1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб, 2002. С. 258-270 (4).
  2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. С. 269-296 (4).
  3. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984. С.232-254 (1-2).
  4. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. С. 228-234 (Вудвортс) (1), 11-20 (Джемс), 250-254 (Крогиус) (2), 319-327 (Линдсей, Норман) (3).
🔥151

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук