Вопросы для обсуждения:
- Понятие субъекта, его характеристики, субъект деятельности и субъект познания. Природный, социальный и культурный субъекты, индивид, личность, индивидуальность.
- Основные подходы к исследованию личности (индивидуальности).
- Понятие способностей. Роль наследственности и среды в формировании способностей. Психогенетика и её значение для изучения способностей. Методы психогенетики. Понятие сензитивных периодов в формировании способностей.
- Общие и специальные способности. Интеллект и его исследование в психологии. Тесты интеллекта, надёжность и валидность теста, тестовая норма. Виды интеллекта, флюидный и кристаллизованный интеллект, теоретический и практический интеллект. Соотношение интеллекта и креативности. Тесты креативности.
- Понятие темперамента. Основные подходы к изучению темперамента. Соотношение темперамента и типов высшей нервной деятельности. Типологические свойства нервной системы (Павлов, Теплов, Небылицын) и их соотношение со свойствами темперамента.
- Темперамент и успешность деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности, строение индивидуального стиля деятельности.
- Общее представление о характере. Понятие акцентуации, психопатии, нормы характера. Критерий психопатии Ганнушкина-Кербикова. Основные виды акцентуаций и психопатий.
- Строение тела и характер. Типы телосложения и типы характера по Кречмеру. Компоненты телосложения и компоненты темперамента по Шелдону;
- Психологические различия между полами, понятия маскулинности, феминности, андрогинности;
- Психологическое время личности, эпигенетическая теория Эриксона.
- Понятия экстраверсии и интроверсии по Юнгу.
- Теория характеров Фрейда.
- Факторный подход к описанию личности. 16-факторная теория личности Р. Кеттела. Теория типов личности Г. Айзенка.
Вот примеры некоторых вопросов, которые могут быть заданы на контрольной работе:
- Как соотносятся понятия природного, социального и культурного субъекта? Поясните свой ответ с помощью рисунка.
- К каким субъектам можно отнести части личности по Фрейду – Я, Оно, Сверх-Я?
- Прокомментируйте следующую мысль Б.М. Теплова: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».
- Что такое валидность теста?
- Перечислите шесть видов результата применения умственных операций, которые выделяет Дж. Гилфорд.
- Назовите факторы креативности по Дж. Гилфорду.
- Назовите основные свойства нервной системы, выделенные И.П. Павловым.
- Как, по мнению Б.М. Теплова, соотносятся свойства подвижности и лабильностинервных процессов?
- Какими свойствами НС, по мнению Павлова, обладает холерик?
- Что включает в себя ядро индивидуального стиля деятельности?
- Сформулируйте критерии психопатии Ганнушкина-Кербикова.
- Как соотносятся циклотимия и циркуляный психоз?
- Что такое маскулинность? Назовите её наиболее характерные признаки.
- Какие качества личности определяют анальное-задерживающий характер?
- Какие физиологические процессы определяют нейротизм и эмоциональную стабильность, по Айзенку?
- Что такое Q-данные, по Кеттелу?
Рекомендуемая литература:
- Общая психология. Тексты. / Под ред. В.В. Петухова. Том 1. «Введение». М., 2002. С. 274-284 (Петухов).
- Общая психология. Тексты / Под ред. В.В. Петухова. Том 2. Книга 1: «Субъект деятельности». С. 6-12 (Петухов), 17-23 (Анастази), 24-31 (Петухов), 32-42 (Теплов), 50-53 (Анастази), 54-59 (Равич-Щербо), 60-68 (Гиппенрейтер), 77-83 (Трик), 104-110 (Небылицын), 111-113 (Павлов), 114-120 (Теплов), 121-124 (Климов), 177-193 (Петухов, Столин), 194-230 (Кречмер), 231-242 (Холл, Линдсей), 243-249 (Ганнушкин), 250-267 (Леонгард), 268-298 (Личко), 299-318 (Юнг).
- Общая психология. Тексты / Под ред. В.В. Петухова. Том 2. Книга 2: «Субъект деятельности». С. 332-340 (Мейли), 384-401 (Хьелл, Зиглер).
- Общая психология. Тексты / Под ред. В.В. Петухова. Том 2. Книга 3: «Субъект деятельности». С. 66-67 (Хьелл, Зиглер), 69-91 (Эриксон).