Познание — это обобщенное название для всех процессов, посредством которых сенсорная информация трансформируется, редуцируется, усиливается, сохраняется, извлекается и используется (У. Найссер, 1967)
Содержание лекции (2.10.12):
Человек как субъект деятельности и субъект познания. Общая характеристика познавательной сферы человека. Собственно познавательные (специфические) и универсальные («сквозные») познавательные процессы.
Проблема целостности познания. Психические процессы и функции. Понятие «образа мира».
Классическая и современная традиции исследования познания в психологии. Классическое понимание познания. Познание как свойство сознания отражать окружающий мир. Представление о познании в современной психологии. Познание как акт знания. Современная когнитивная психология, ее истоки и тенденции развития. «Когнитивная революция» в психологии. Компьютерная метафора. «Машина Тьюринга». Тест Тьюринга. «Китайская комната». Вычислительный подход и когнитивная наука.
Познание как многокомпонентная система переработки информации. Блоки переработки информации. Модель памяти Д. Нормана и Н. Во (1965). Многокомпонентная модель памяти Р. Аткинсона и Р. Шиффрина (1968).
Вопросы для обсуждения (семинар 9.10.12):
- Общая характеристика познавательной сферы человека. Познание и познавательные процессы.
- Проблема целостности познания. Понятие «образа мира».
- Познание как процесс приобретения, хранения, трансформации и использования знаний. Компьютерная метафора. Информационный, когнитивный и вычислительный подходы в психологии.
- Структурно-блочный подход к описанию познания: общая характеристика многокомпонентной модели памяти.
Литература
Основная:
- Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. Под ред. М.Фаликман, В. Спиридонова. М., 2011. С. 11-19 (Миллер) (3).
- Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Память. / В.В. Нуркова. М., 2006. С. 127-130 (4).
- Общая психология. Тексты. Том 1 «Введение». М., 2001. С. 531-541 (Леонтьев), 542-546 (Леонтьев) (2), 554-559 (Петухов) (1).
Дополнительная:
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. С. 54-65, 260-270 (3).
- Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996. 498-500, 502-503 (3), 150-160 (4).
- Психология памяти. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 1998-2000. С. 508-546 (Аткинсон) (4).
1 Комментарий
К лекции №1 по общей психологии 7.10.2013 (второе высшее)Ebbinghaus.RU | Ebbinghaus.RU
(9 октября 2013 - 21:58)[…] Вопросы для подготовки, литературу и презентацию лекции по теме «Проблема изучения познания в психологии»: https://www.ebbinghaus.ru/tema-1-problema-izucheniya-poznaniya-v-psixologii/ […]
Comments are closed.