Содержание лекции:
Ассоциативная природа долговременной памяти. Семантическое представление информации. Пропозициональные сети. Интеграция и иерархия пропозициональных знаний.
Внутрипонятийная (категориальная, парадигматическая) организация знаний. Понятие семантической памяти. Модели семантической памяти (групповые, иерархические, теоретико-множественные). Метод верификации суждений. Понятие семантического прототипа. Семейное сходство. Уровни иерархии в структуре понятия. Базовый уровни категоризации. Принцип валидности сигнала.
Межпонятийная (тематическая, схематическая, синтагматическая) организация знаний. Роль когнитивных схем в процессах памяти.
Запоминание пространственных сцен. Понятие фрейма. Организация пространственного опыта. Память в естественном контексте. Когнитивные карты. Пространственные искажения.
Исследование процессов семантической обработки текстовой информации. Грамматика историй. Глубинная и поверхностная обработка текста. Скрипты, планы, цели и процессы понимания. Динамическая память.
Вопросы для обсуждения:
- Семантическое кодирование информации. Категориальные и тематические знания.
- Категориальная организация знаний. Модели семантической памяти.
- Тематическая организация знаний: запоминание пространственных сцен.
- Тематическая организация знаний: исследования процессов семантической обработки текстовой информации.
Литература
- Андерсон Дж. Когнитивная психология. М., 2002. С. 148-155 (1), 155-157 (2), 130-133, 144-146, 159-160 (3), 163-166 (4).
- Хофман И. Активная память. М., 1986. С. 62-98 (2), 217-226 (3), 236-245 (4).