Внимание и действие

Содержание лекции (15.04.2008 8:45-10:15, ауд. 250; 10:30-12:00 ауд. 374):

Творческий синтез в отборе сенсорных характеристик сигнала. Обработка «сверху — вниз». Методика селективного смотрения. Предвнимание и фокальное внимание. Перцептивный цикл. Роль когнитивных схем в процессах внимания.

Внимание как умственное усилие. Стратегии распределения умственных усилий (ресурсов внимания). Перцептивная организация и распределение ресурсов внимания. Методика двойной задачи.

Критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации. Внимание и сознание. Представление о внимании как функции контроля в теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). Роль когнитивных автоматизмов в отборе сенсорных признаков. Эффект Струпа. Автоматические (базовые) и сознательно-контролируемые (стратегические) процессы. Модель Р. Шиффрина и У. Шнейдера

Вопросы для обсуждения (4 часа):

  1. У. Найссер о процессах фокального внимания и предвнимания. Эксперименты на селективное смотрение. Перцептивный цикл. Роль когнитивных схем.
  2. Внимание как умственное усилие. Стратегии распределения умственных усилий (ресурсов внимания)
  3. Внимание как функция умственного контроля. Формирование внимания.
  4. Критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации. Автоматические (базовые) и сознательно-контролируемые (стратегические) процессы. Модель Р. Шифрина и У. Шнейдера.

Литература

Основная

  1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб, 2002. С. 104-109 (4).
  2. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. Т. 1. М., 2006. С. 299-319 (4).
  3. Дормашев Д.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С.112-128 (2), 89-109 (4).
  4. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 4. Внимание. / М.В. Фаликман. М., 2006. С. 171-172, 384-390 (1), 347-360 (2), 126-129 (3), 163-171 (4).
  5. Психология внимания. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001. С. 629-671 (Найссер) (1), 534-542 (Гальперин) (3).

Дополнительная:

  1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. С. 33-42, 49-54 (3).
  2. Хофман И. Активная память. М., 1986. С. 24-27, 33-37 (4).
  3. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб, 2003. С. 301-302 (4).
🔥366

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук