4 декабря 2021 года состоится вторая контрольная работа по курсу «Язык и мышление«. Контрольная будет проходить письменно в дистанционном формате. Начало контрольной работы — согласно расписанию занятий. К началу занятий я вышлю по адресам электронной почты групп ссылки на задания для каждого студента. Необходимо будет перейти по ссылке, найти своё имя в списке документов, открыть файл и там же на сервере начать отвечать (возможно, потребуется нажать кнопку «редактировать»). Время на выполнение контрольной работы — полтора часа. По завершению времени доступ к документу будет автоматически закрыт. Все внесённые вами правки сохраняются автоматически. Специально сохранять ничего не нужно.
Работа будет проходить по следующим темам:
- Метод формирования искусственных понятий
- Экспериментальные исследования значения слов
- Схематическая организация процессов познания
- Глобальные когнитивные модели
- Ментальная семантика
Для успешного написания работы необходимо знание следующих вопросов:
- Формирование искусственных понятий как метод исследования речевого мышления;
- Функциональные эквиваленты понятий (Выготский, Сахаров);
- Стратегии формирования искусственных понятий (Брунер, Гудноу, Остин);
- Исследования коннотативного значения в психологии, экспериментальная психосемантика
- Методы экспериментальной психосемантики
- Категориальная организация знаний, модели семантической памяти
- Эффект прототипичности и его объяснение, понятие базового уровня категоризации
- Тематическая организация знаний, понятие когнитивной схемы
- Фреймы и когнитивные карты как схемы пространственного опыта
- Грамматика историй, экспериментальные исследования процессов понимания повествовательного текста
- Скрипты, цели, планы, сценарии
- Динамическая память: пакеты организации памяти и тематические апперцептивные единицы
- Значение в глобальных когнитивных моделях (HAM, ACT, ACT-R, LNR);
- Представление о значении в теории перцептивных символов Барсалу;
- Методы исследования образов в современной психологии;
- Радикальная и пропозициональная теории образов;
- Теория двойного кодирования А. Пайвио;
- Роль ментального воображения в процессах мышления.
Вот примеры некоторых вопросов, которые могут быть заданы на контрольной работе:
- Перечислите виды мышления в комплексах по Выготскому и Сахарову.
- Опишите стратегию сканирования по Брунеру, Гудноу и Остину. В чем ее неэффективность?
- Назовите основные методы построения семантических пространств в экспериментальной психосемантике (не менее трех)
- Как описывается процесс верификации суждения в теории семантической памяти Смита, Шобена и Рипса.
- Что такое эффект прототипичности?
- Назовите основные закономерности пересказа повествовательных текстов, описанные Бартлеттом.
- Назовите основные результаты экспериментов Бауэра, Блэка и Тёрнера, свидетельствующие в пользу теории скрипта.
- Что такое система продукций в глобальных когнитивных моделях?
- Что такое перцептивные символы?
- Что такое «глаз разума»?