Зачет по общему психологическому практикуму в группе клинической психологии состоится 8 мая 2010 года с 8:45 до 12:00 (ауд. 548). Зачет будет проходить в устной форме одновременно с защитой отчетов по теме 4.
Вопросы к зачету:
- Перечислите основные этапы проведения научного психологического исследования.
- Опишите организационный этап научного психологического исследования. Назовите методы, которые используются на этом этапе.
- Опишите этап сбора новых научных данных. Назовите методы, которые используются на этом этапе психологического исследования.
- Опишите этап обработки вновь полученных научных данных. Назовите методы, которые могут использоваться на этом этапе.
- Опишите этап интерпретации вновь полученных научных данных. Назовите методы, которые используются на этом этапе.
- Назовите основные (обязательные) разделы научного отчета.
- Какая информации должна быть представлена во вводном разделе научного отчета?
- Какая информация должна быть отражена в разделе описания методики научного психологического исследования?
- В каком разделе научного отчета описываются материалы и процедура эксперимента (наблюдения, беседы)?
- Что должно быть представлено в разделе «Результаты» отчета по научному психологическому исследованию?
- В чем отличие разделов «Результаты» и «Обсуждение результатов» отчета по научному психологическому исследованию?
- В каком случае в конце отчета по научному психологическому исследованию должен быть раздел «Литература»?
- Перечислите экспериментальные психологические методы. В чем их отличие от неэкспериментальных методов?
- Перечислите неэкспериментальные психологические методы. В чем их отличие от экспериментальных методов?
- К какому классу методов относится метод наблюдения?
- В чем отличие методов наблюдения и эксперимента?
- В чем отличие наблюдения как вида человеческой деятельности и как метода научного исследования в психологии?
- В чем проявляется активность наблюдения как научного метода?
- В чем отличие наблюдения как метода и как методики научного исследования?
- Приведите примеры не менее трех классификаций наблюдения как научного метода.
- Какие проблемы могут возникать при проведении скрытого наблюдения? Каким образом они могут быть решены?
- Какие проблемы могут возникать при проведении открытого наблюдения? Каким образом они могут быть решены?
- Какие факты могут стать предметом объективного психологического наблюдения?
- В чем отличие житейского и научного наблюдения?
- Для чего в ходе научного психологического наблюдения используются специально выделяемые категории и единицы?
- Перечислите основные требования к методике объективного наблюдения.
- Каковы правила ведения протокола наблюдения?
- Назовите известные вам способы фиксации результатов наблюдения.
- Что такое «фон наблюдения»?
- До какой степени в ходе наблюдения допускается интерпретация самих фактов наблюдении?
- Чем психологическая характеристика личности отличается от поведенческой?
- Прокомментируйте следующую запись в дневнике наблюдения: «Дети с интересом прослушали сказку Оскара Уальда «Звездное небо» и сами сделали выводы о красоте добра и уродстве зла.»
- В чем разница сплошного и выборочного наблюдения? В каких случаях применяются эти методы?
- Каким образом понятие темперамента может быть операционализировано в методике наблюдения?
- Назовите основные способы количественной оценки в данных наблюдения.
- В чем отличие методов беседы и наблюдения в психологии?
- Назовите основные виды беседы как научного психологического метода.
- Что такое программа беседы?
- В чем преимущества и недостатки стандартизированной беседы?
- В чем преимущества и недостатки свободной беседы?
- Назовите основные этапы беседы как научного метода.
- Что такое стратегия минимизации ответов?
- Для чего используется тактика перефразирования в ходе беседы?
- Что такое Я-подход?
- Что такое Вы-подход?
- Какие функции в ходе беседы выполняют вопросы исследователя?
- С какой целью в ходе беседы могут использоваться открытые вопросы?
- С какой целью в ходе беседы должны использоваться закрытые вопросы?
- Почему в ходе беседы как правило следует избегать закрытых вопросов?
- Что такое подспудные вопросы?
- Для чего в ходе беседы используются фильтрующие вопросы?
- Приведите пример одного и того же вопроса в прямой, косвенной и проективной форме.
- Каких вопросов следует избегать в ходе беседы?
- Какое значение в ходе беседы имеет невербальная коммуникация? Что к ней относится?
- Каковы правила ведения протокола беседы?
- Нужно ли вести протокол беседы, если используется аудиозапись беседы?
- Что такое «опорные задания»? Для чего они используются в ходе беседы?
- Приведите пример использования опорного задания в ходе беседы.
- Как понимается самооценка в методике Дембо-Рубинштейн?
- Какова общая стратегия ведения беседы с помощью методики Дембо-Рубинштейн?